Так, формирование новой политической модели ставит перед исследователями достаточно сложную задачу - найти альтернативу тому или другому политическому развитию, не отвергая достижений предыдущего периода прежней политической традиции. При выработке новой политической парадигмы необходимо учитывать многомерность процесса политической модернизации. В переходных обществах она предусматривает ведущую роль государства и всей политической системы для обеспечения мобилизации ресурсов, реализации предложенных преобразований быстрыми темпами.
В основу выработки теоретико-методологических основ исследования политических процессов переходного общества в условиях модернизационного развития должна быть положена новейшая познавательная модель постановки и решения проблем, которая обеспечивала бы анализ и синтез, взаимовлияние конструктивных методологических доминант модернистского и постмодернистского мировоззрения, взаимодействие рационального и иррационального, традиционной и новаторской тенденций в познании. На основе взаимовлияния и взаимопроникновения противоположных подходов и должна быть разработана современная политическая парадигма исследования проблем модернизации украинского общества.
Модернизация или трансформация?
В современной общественной мысли термин «модернизация» означает, с одной стороны, механизм обеспечения способности социальных систем к совершенствованию, с другой - сложную совокупность социально-экономических, культурных и политических изменений, происходящих в обществе. Понятие же «трансформация» трактуется как преобразование согласно определенным правилам.
В условиях кардинальных изменений политической системы процессы трансформации и модернизации взаимосвязаны и дополняют друг друга. Трансформация как процесс приобретения новых основных качеств, способствующих формированию новой природы политической системы, не может происходить без того, чтобы это не сопровождалось соответствующими процессами модернизации, единство которой заключается в обновлении этой системы с появлением новых материальных, социальных, психологических обстоятельств, но без изменения ее природы. Следовательно, изменение природы политической системы (трансформация) и ее преобразование в непрерывном процессе развития (модернизация) выступают как две стороны единого процесса.
Категориальное понятие «модернизация», которое акцентирует на любом динамическом, сознательно регулируемом и качественном улучшении в экономической и политической сферах, также следует отличать от термина «трансформация», который является нейтральным относительно динамики общественного процесса и ее прогрессивных тенденций, потому, как трансформация, изменение, развитие могут быть ориентированными на изменение реалий в любом направлении, к примеру, вперед, на разработку и реализацию новых целей, задач, приоритетов и стратегий.
Модернизация - это творчески преобразовательная функция развития, но по-своему специфическая - как средство обновления общества. Поэтому модернизацию следует рассматривать как часть более широкого процесса трансформации.
Для успешной модернизации решающую роль играют не внешние факторы, а внутренний потенциал общества, который модернизируется. Примером такой успешной модернизации является опыт Японии и «новых индустриальных стран», которые подтвердили на практике правильность утверждения.
Проблемы модернизации
Среди негативных качеств развития украинской демократии переходного периода специалисты называют значительную численность и разбросанность партийно-политических сил, которые не имеют авторитета и весомой поддержки электората, и низкий уровень политической культуры властной элиты. Также к проблемам, связанным с модернизацией политической системы в Украине, специалисты относят правовой скептицизм, выборочное применение законов и их несовершенство, масштабную и тотальную коррупцию в органах государственной власти, политическое равнодушие и пассивность подавляющего большинства граждан, и отсутствие объединенной политической нации, сплоченной вокруг общей национальной идеи.
Сущность политического и государственного устройства Украины в течение 22 лет независимости практически не изменилась. Изменения происходят только в персональном составе политических функционеров и игроков у властного олимпа. Убедительным свидетельством проявления этих негативных тенденций в политической сфере Украины являются результаты социологического опроса пользователей интернет-портала, проведенного Институтом геополитики накануне президентских выборов 2010 года. 62,4% пользователей, отвечая на вопрос о характере политического режима в Украине, отнесли его к категории «уголовно-коррумпированной демократии». Поэтому реформирование политической системы является одним из составляющих процесса формирования демократического, правового, социального государства.
Конкретные способы экономического и политического реформирования не могут быть навязаны Украине внешними силами, даже теми, которые придают ей экономическую и техническую помощь. Тактика реформ может быть разработана с привлечением международного опыта, но определяющими должны быть специфика внутреннего развития и интересы украинского народа.
В основу новейшей парадигмы политической модернизации Украины следует заложить концептуальное положение о том, что общественно-политическое развитие и модернизация в стране происходят в общем контексте мировых процессов, существенным признаком которых является трансформация недемократических режимов и переход к реальной демократии. Надо признать, что именно эта проблема является весьма актуальной как в теоретической, так и практической плоскости.
Необходимо особо подчеркнуть, что выбор Украиной современных политических и экономических моделей должен быть добровольным и соответствовать тенденциям ее собственного развития как сейчас, так и в прошлом.
Способы модернизации
Нужно подчеркнуть, что политическая система общества как система общественных интересов и их составных частей является одним из важнейших атрибутивных признаков народа как субъекта политического процесса. Для политической системы жизненно важно постоянно адаптироваться к интересам народа, достигать определенного баланса между интересами граждан и своими. Вот почему при выработке новой модели политической модернизации Украины исследователям стоит обратить внимание на решение проблемы углубления механизма адаптации интересов народа и политической системы, предотвращения их потенциальных и реальных конфликтов.
Нужно глубокое и всестороннее теоретико-методологическое обоснование и научное сопровождение соответствующих трансформационных процессов. Для этого следует максимально использовать интеллектуальный потенциал общественных наук, который способен сыграть роль мощного модернизационного фактора.
Ведущее место в ходе исследования теоретико-методологических основ политического процесса, проблем институционализации демократических форм правления (президентской, парламентской, полупрезидентской) должен занять анализ системы сдержек и противовесов как механизма осуществления властного процесса в государстве, который строится на принципах взаимозависимости и общей ответственности всех институтов власти за конечный результат.
Паламарчук Ирина
01.01.2018