`
  • На Главную
  • Карта сайта
  • Карта сайта
Приветствуем вас на нашем портале ХартаБлог, здесь Вы прочтете актуальные и интересные новости: автоновости, события мире, криминальные новости, события культуры, все о здоровье и медицине, спортивные новости, политические новости, новинки технологий, новости шоу-бизнеса

Газа не будет... О сланцевом газе, соглашении с Shell и экономике

Статьи
Газа не будет... О сланцевом газе, соглашении с Shell и экономикеУкраина принадлежит к странам, экономическое развитие которых в значительной степени замедляется нехваткой собственных энергоресурсов. Поэтому в последние годы наша страна все активнее занимается вопросами енергодиверсификации. Одной из составляющих этого процесса является разработка новых месторождений углеводородов, в частности добыча нетрадиционных видов газа (сланцевый газ, метан угольных месторождений, газ плотных коллекторов и т.п.).

Привлекательным является факт формирования залежей сланцевого газа в пределах большей части территории Украины, а также наличие развитой сети газопроводов, которые могут обеспечить оперативную доставку добытого газа. Кроме того, это исключает значительные затраты для строительства новых трубопроводов.

Так, в мае прошлого года американская компания Chevron и британо-голландская Shell выиграли право разработки Олеского и Юзовского месторождений сланцевого газа в Украине. Еще тогда говорилось, что в конце года эти два соглашения должны быть заключены. Однако доныне соглашение подписано только с одной компанией – Shell. А теперь подробности.

Между двух огней


Сегодня украинцы искусно разделены на два лагеря: «экологи» и «евроинтеграторы». «Экологи» аргументировано опасаются, что добыча нетрадиционных углеводородов несет потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, для окружающей среды и превратит Украину в пустыню. «Евроинтеграторы», не менее убедительно, настаивают, что Украина избавится зависимости от Газпрома, обеспечит себя собственным газом, получит уважение иностранных инвесторов. И если первые называют своими агентами Москву, Путина-Медведева, Газпром, Витренко, Медведчука и нигерийских фермеров, то другая сторона, логично, является агентами Банковой, Межигорья, Януковичей (старшего и младшего), друзьями Азарова, Добкина и Кернеса.

Власть активно усугубляет этот конфликт. Настолько, что теперь люди якобы должны верить в искренность евроинтеграционных устремлений Президента и Премьера, министров, прошедших обучение в российских спецслужбах, которые, покупая российский газ по 432 доллара, требуют за него из школ и больниц свыше 1000 долларов. И настолько, что после трех лет стабильного «улучшения жизни» люди должны поверить, что именно сейчас, в газовых контрактах, они мощно позаботились об Украине и народе.

В деталях о Соглашении


Эксперты утверждают, что соглашение между Украиной и компаниями Shell, «Надра Юзовская», которое было заключено на 50 лет и которое долгое время власти так тщательно скрывали от общественности, совсем не обеспечит Украину собственным газом! Это не что иное как коммерческий проект, а его цель – получение прибыли частными компаниями.

Согласно документу, доля украинского государства будет от 30% до 60%. Тогда как Shell и «Надра Юзовская», как инвесторы, получат остальную – от 40 до 69% – прибыль, которую поровну поделят между собой.

Допустим, при самых благоприятных условиях, лет так через 7-10 достигаются пиковые показатели добычи газа в размере 20 млрд. м3 в год. Из них на возмещение затрат инвестора заложено не больше не меньше – 65% (или 13 млрд. м3) добытых углеводородов, которые называются «компенсационной углеводородной продукцией». Остальные, 7 млрд. м3, как прибыльная продукция, делятся между инвестором и государством, согласно принципам, определенным статьями 14 и 15 соглашения. Отметим, что получать максимальные 60% Украина сможет только тогда, когда стоимость добычи будет значительно ниже, чем та, которую позволяют сегодняшние технологии. Поэтому реально Украина может иметь газа от 2,17 млрд. м3 – это 31% до 2,8 млрд. м3 – 40%.

Но здесь есть один нюанс, украинский партнер – инвестор «Надра Юзовская» – на 90% находится в государственной собственности.

Соответственно, еще какая-то часть должна принадлежать государству. Без споров добавляем еще по 90% доли «Надра Юзовская» к полученной ранее сумме. Результат – от 4,34 млрд. м3 до 4,69 млрд. м3. И это при условии безупречно честного ведения бизнеса.

Стоит отметить, что ежегодно мы импортируем свыше 30 млрд. м3 газа. Понятно, что 4,69 млрд. м3 сланцевого газа не хватит для покрытия дефицита. Другой вопрос – будет ли этот газ продаваться на внутреннем рынке дешевле импортированной цены – зависит от конъюнктуры рынка и совести будущих президентов и правительства. Также есть риск, что эти территории покажут низкий дебет, т.е. будет мало сланцевого газа, или будут сложные технологические условия добычи, и так его цена станет слишком высокой, и компании за два года решат, что им удобнее просто уйти.

А теперь об «уйти». В случае существенного изменения обстоятельств, например, из-за изменений в законодательстве Украины и нормативных актах, любая компания-инвестор может в одностороннем порядке отказаться от настоящего соглашения. Тогда компания-инвестор, которая останется, приобретает все права и обязанности компании-инвестора, которая отказалась от настоящего соглашения. На практике это может выглядеть следующим образом. Через несколько лет, когда основные деньги будут инвестированы, создадутся условия для того, чтобы Shell отказалась от сотрудничества, а ее доля перешла к «Надра Юзовская». Вследствие этого, несколько избранных украинцев уже будут иметь право на все 69% прибыли от деятельности. Но и это еще не все.

Статья 39.4 соглашения предусматривает, что государство может отказаться от своей доли продукции или платежей, подлежащих уплате ей по настоящему соглашению. Украинцы могут остаться ни с чем! Информационно объяснить это власти будет довольно просто. Она только поддержит тезис, достаточно распространенный среди некоторых «патриотов», что мы, бедные, должны еще и поблагодарить благотворителей за то, что те пришли на украинский рынок и обратили внимание на наш газ. Мол, инвестор, вкладывается деньгами и технологиями, а добыча газа и нефти это исключительно жесты доброй воли и альтруизма...
Можно ли такие условия назвать успешным привлечением инвестора? Ни в коем случае! Руководство компании Shell должно понимать, что Украина – не Нигерия, а интересы Президента и Правительства не всегда совпадают с интересами владельца недр – украинского народа.

Экологическая составляющая соглашения


Согласно тексту соглашения, результаты проверок работы компании будут держаться в тайне, это включает и экологические проверки… Правительство утверждает, что сами экологи не имеют достаточно глубоких исследований, чтобы сделать выводы о том, как добыча сланцевого газа скажется на территориях.

Но «мнение» по этому поводу в украинцев все же есть. Большинство экспертов утверждают, что территории, на которых будут вестись работы по добыче газа, будут разрушены и потеряют свой чернозем, также есть риск загрязнения воды. Но есть и другие эксперты, которые утверждают, что такой экономический прогноз не гарантирован – все зависит от соблюдения экологических норм и правил работы. При этом они указывают на пример Соединенных Штатов, где функционирует 22 скважины и ни одного случая экологической аварии.

Но разница украинского и американского сценария в том, кто и как быстро дошел до желаемого результата. США 22 года оказывали финансовую поддержку из бюджета для развития сланцевых компаний. Они изобрели эту технологию и смогли полностью наладить производство. Благодаря этому они сейчас фактически вышли на самообеспечение. Маловероятно, что Украина повторит этот сценарий, потому что сама страна не обладает такими технологиями, а Shell и Chevron не будут делиться ими, но дадут попользоваться.

Итог


Частично, потенциальных проблем можно было бы избежать, если бы не спешка. Германия, например, также готовится начать добычу сланцевого газа, но партия большинства заявила, что речь зайдет о подписании соглашения только после того, как будет разработана правовая документация. Украина этот этап перескочила и сразу позволила работать у себя на рынке. Здесь возникает вопрос – зачем такая спешка, когда мы говорим о 50 миллиардах долларов инвестиций? Даже дядя, который хочет построить в селе сарай, дольше оформляет документы на него, чем подписывалась эта сделка…

Паламарчук Ирина
17.08.2017